Выращивание микрозелени как бизнес

22.06.2021
Время прочтения: 25 минут
Оглавление:
Микрозелень как бизнес – очень перспективная высокодоходная ниша, которая пока относительно свободна.

Микрозелень стала популярной несколько лет назад, но до сих пор о ней знают далеко не все, что оставляет большой потенциал для роста рынка. При этом спрос уже достаточно высок, он формируется, в основном, за счет заведений с собственной кухней.

Такая конъюнктура рынка обеспечивает довольно свободный вход - поэтому, если вы давно думаете в этом направлении, сейчас самое время приступать к активным действиям.

Микрозелень, что это и чем полезна

Микрогрин – это молодые побеги зелени, достигающие только начальной стадии вегетации. Именно в этот момент микрозелень содержит в себе максимум полезных веществ – их концентрация в разы, а иногда даже в десятки раз выше, по сравнению со «взрослыми» растениями.

Кроме того, микроэлементы и витамины из микрозелени усваиваются намного быстрее и качественнее. Для того, чтобы получить дневную норму необходимых веществ, не придется есть много овощей – их с успехом заменяет небольшое количество микрозелени.

Это настоящий суперфуд, который полезен всем. Регулярное включение в свой рацион блюд с мирозеленью помогает улучшить работу многих систем организма, в том числе – нормализовать вес. Микрогрин заслуженно высоко ценят люди, следящие за своей формой, т.к. она является идеальным диетическим продуктом.


Как начать бизнес на микрозелени в домашних условиях

Выращивание микрозелени стоит начать с составления примерного бизнес-план, на который Вы будете ориентироваться. Это будет не столько официальный документ, сколько поэтапное описание действий, сформированное для себя.

В процессе составления этого плана Вы изучите основную необходимую информацию и получите представление о специфике направления. И даже если в результате все пойдет с большими отклонениями от бизнес-плана – это нормально, он просто выполняет роль опорной точки, необходимой для старта.

В план стоит включить следующие разделы:

  • Ситуация на рынке – исследуем уровень конкуренции и ищем каналы сбыта;
  • Подготовка помещения и оборудования для выращивания – стеллаж, контейнеры, лампы;
  • Выбор и закупка семян;
  • Регистрация юр. лица для удобства сотрудничества с другими юридическими лицами – ресторанами, кафе и др.
После выполнения этих этапов можно приступать непосредственно созданию фермы мкрозелени. Такой основательный подход повышает шансы на успех и позволяет быстро выйти на желаемый уровень прибыли.

Анализируем рынок

Анализ рынка выполняется по двум направлениям – нужно изучить конкурентов и определиться с каналами продаж.

Анализ конкурентов

Для мониторинга конкурентов сначала идем в интернет и вводим в поисковиках микрозелень+название города. По результатам поиска будет обнаружено несколько десятков страниц с предложениями о продаже микрозелени – это могут быть сайты или даже просто соцсети. Чем больше город – тем выше конкуренция, в том числе – в интернете.

В ближайшем будущем одной из ваших задач будет выход в ТОП-10 в основных поисковиках, иначе потенциальные покупатели Вас просто не найдут.

После изучения ситуации в интернете стоит проехать по цветочным рынкам и посмотреть, в каком количестве и как там продается микрозелень. Это не значит, что Вам нужно делать так же, но общую обстановку на офлайн-рынке знать необходимо.

Поиск каналов сбыта

Вашими основными покупателями будут рестораны, кафе, магазины продуктов, овощные лавочки. Возможно, кто-то из них уже имеет своего поставщика микрозелени, а кто-то вообще еще не думал о ее включении в меню или ассортимент.

Самый простой вариант поиска – открыть карту и искать на ней заведения, с которыми Вам было бы интересно сотрудничать. Затем составьте коммерческое предложение и связывайтесь поочередно со всеми этими потенциальными точками сбыта.

Процесс не очень быстрый и достаточно стрессовый, он сопровождается отказами и промедлениями, но этот этап очень важен, он является одним из самых главных. Если Вы категорически не хотите заниматься этим сами, пригласите кого-то, кто умеет продавать – без этого успешный бизнес построить невозможно. Даже если вы знаете, как правильно выращивать микрозелень, у Вас отлично это получается, но нет каналов продаж – все усилия будут напрасными.

Для кого подойдет этот бизнес

Если Вы никогда не занимались ни выращиванием растений, ни бизнесом – микрогрин может стать отличной нишей для старта. Вложения невелики, результат появляется быстро, рынок относительно молодой и быстрорастущий – оптимальные условия для того, чтобы попробовать себя в бизнесе.

А если у Вас есть опыт выращивания любой другой зелени, все будет еще проще. Когда вы любите растения и знаете основные принципы обращения с ними, переключиться производство микрозелени будет очень легко.

Сколько нужно денег для старта?

Размер первичных вложений зависит от нескольких факторов – места, где вы живете, имеющихся ресурсов и желаемого масштаба бизнеса.

В качестве ориентира можно взять сумму 10 000 р. На эти деньги можно приобрести стеллаж, лампы, семена, контейнеры и все остальное, что нужно для выращивания микрозелени.

Эта сумма может быть и меньше, если у Вас уже есть основное оборудование. Но она может быть и значительно больше, если Вы хотите выращивать сразу много разной микрозелени.

Сколько можно заработать?

Себестоимость одного контейнера составляет 40-70 рублей, в зависимости от условий выращивания. Наценка в 200% в этой сфере считается нормальной, но Вы для начала можете делать ее меньше – на первых этапах многие так и делают, привлекая покупателей низкими ценами.

Например, если Вы установите цену в 150-200 рублей за контейнер, то можно легко посчитать прибыль, зная объем заказов.

Если предположить, что речь идет о коммерческой партии в 100 боксов, Вы можете получить за нее 20 000 рублей (минус себестоимость).

Распространенные ошибки новичков

1. Посадка микрозелени сразу крупными партиями без тестовой проверки. При отсутствии опыта в этой сфере не стоит сразу браться за выращивание больших объемов – высок риск, что вы просто за ними не уследите, и весь урожай погибнет. Уход за разными культурами немного отличается, что дополнительно усложняет работу – поэтому начинайте с небольших партий и для начала научитесь выращивать несколько самых неприхотливых видов микрозелени. Когда процесс будет отработан, можно расширять посадки и осваивать новые виды.

2. Отсутствие или слишком маленькое количество каналов продаж. Эта проблема касается всех бизнесов, и для микрозелени она особенно актуальна. Микрогрин обладает малым сроком хранения, поэтому продавать его нужно быстро – к тому моменту, как партия готова, Вы уже должны знать, кто ее купит.

3. Нарушение сроков поставок заказов – этим страдают многие малые бизнесы, в том числе и те, которые построены на выращивании микрозелени. Когда товар «живой» - всегда есть риск, что некоторые процессы пойдут не так, как запланировано. Например, ресторан ждет от Вас очередную партию, а она погибла по непонятной причине – увы, это бывает не так уж редко. Поэтому, выходя на больших заказчиков, стоит организовать выращивание и реализацию таким образом, чтобы никакие форс-мажоры не стали причиной срыва сроков.

Закупаем семена и готовим помещение

Закупать семена можно где угодно – на маркетплейсах, офлайн-рынках и даже в сетевых магазинах. Высокая цена далеко не всегда говорит о высоком качестве семян, поэтому для начала можно покупать любые, которые подходят по типу и вписываются в бюджет.

Выращивание одной партии занимает 1-2 недели, причем процесс выращивания будет постоянным. Семена нужно закупать в таком количестве, чтобы в них никогда не было недостатка – иначе это обернется большим простоем, и в течение этого времени Вам просто нечего будет продавать. Такие «проседания» могут оказаться критичными, за это время заказчики могут просто найти новых поставщиков. Поэтому всегда следите за тем, чтобы у Вас бы запас самых востребованных семян.

Самая популярная микрозелень

  • Злаки: пшеница, подсолнечник, ячмень, овес;
  • Бобовые: горох, соя, чечевица, маш, нут, кукуруза.
  • Травы, салаты: базилик, горчица, кинза, кресс-салат, рукола, сельдерей, лук, шпинат, щавель, укроп. Также популярны дикие травы - амарант, кислица, клевер, крапива, кориандр, лебеда, лен, люцерна.
  • Овощные культуры: брокколи, кабачок, редис, капуста

Подготовка помещения

К помещению, в котором будет установлена ферма для выращивания микрозелени, предъявляются следующие требования:

  • Оно должно быть отапливаемым, с возможностью подержания нужной температуры в любое время года.
  • Микрогрин нуждается в качественной вентиляции - в идеале стоит поставить вентиляторы с принудительной вытяжкой, а для притока свежего воздуха приоткрывать окна в режиме микропроветривания.
  • Очень важна влажность воздуха – для обеспечения ее нужного уровня стоит установить увлажнитель воздуха.

Все помещение делится на две зоны с разным функционалом:

  1. Темная – здесь семена будут проращиваться;
  2. Зона с освещением и поливом – в ней и будет расти микрогрин до «готовности».

Особое внимание нужно уделить стеллажам – они должны быть прочными, удобными и вместительными.

Посадка и уход за микрогрином

В упрощенном виде этапы посадки микрозелени выглядят так:

  • Замачиваем семена в специальной емкости на 7-8 часов, затем сливаем воду;
  • Распределяем семена по контейнерам с субстратом (кокосовым, льняным или агроватой) и ставим их в темную зону, где тепло и влажно;
  • Ждем, когда семена прорастут – этот процесс занимает 3-7 дней, в зависимости от культуры;
  • Ждем еще пару дней, чтобы появились всходы;
  • Переставляем ростки в зону с лампами и поливом – и через 6-7 дней микрогрин готов к реализации.

Процесс ухода сводится к наблюдению за ростками, соблюдению сроков высаживания/пересаживания и поливу. С технической точки зрения здесь нет ничего сложного, все процедуры занимают не более 1-2 часов в день. Здесь ключевым фактором является внимательность и бдительность – регулярно осматривайте все контейнеры, больные или проблемные нужно сразу заменять.

Плюсы и минусы бизнеса

Плюсы:

  • Высокая маржинальность;
  • Быстрое выращивание новых партий;
  • Небольшой объем первоначальных вложений;
  • Наличие стабильного спроса круглый год:
  • Большое количество видов микрозелени – это позволяет расширить свое предложение, сделать его более привлекательным.
  • Низкий уровень конкуренции;
  • Относительно простая и понятная технология выращивания;
  • Минимальные требования к помещению и оборудованию.

Минусы:

  • Сложность поиска каналов сбыта, т.к. продукт относительно новый;
  • Маленький срок хранения контейнеров с готовой микрозеленью;
  • Трудности с поиском качественных семян.
Плюсов намного больше, и они перевешивают недостатки. Если подойти к выращиванию микрозелени серьезно, это занятие можно превратить в отличный бизнес, которым довольно легко заниматься.

Заключительные выводы

Выращивание микрозелени как бизнес – очень перспективная ниша, в которой пока есть место для людей, стремящихся открыть небольшое дело. Но это направление быстро развивается, растет конкуренция – поэтому действовать нужно как можно быстрее.

Порог входа здесь низкий, вложения требуются небольшие – это значит, что и риски будут минимальными. Зато в случае успеха Вы быстро начнете получать прибыль, и можно будет приступать к увеличению масштабов бизнеса.

У выращивания микрозелени есть такое неосязаемое преимущество, как полезность. Сейчас многие строят свой бизнес на перепродаже товаров, ничего не создавая – и это считается нормой. Но если вы хотите жить более осознанно, принося пользу людям и планете – микрозелень является для этого идеальным продуктом.

Продавая ее, Вы будете обеспечивать людей вкусной и полезной едой, культивируя здоровый образ жизни и правильное питание.